Подсыпали мышьяка
С просьбой изъять из розничной и онлайн-продажи корма для животных Farminа и Hill’s обратился в Генпрокуратуру и Россельхознадзор глава «Общественной потребительской инициативы» (ОПИ) Олег Павлов. С документами ознакомились «Известия».
На прошлой неделе претензии к товарам этих брендов были предъявлены Россельхознадзором. С 31 января был введен временный запрет на ввоз в РФ кормов для животных с сербского предприятия Farmina Pet Foods (страна бренда — Италия) из-за повторного выявления в них мышьяка.
А с 6 февраля было принято решение приостановить ввоз продукции с итальянского предприятия компании Hill's (США) из-за отсутствия лабораторного контроля за компонентным составом кормов, заявленным на маркировке, а также из-за недостаточной температурной обработки сырья в процессе производства. Кроме того, в корме для кошек Hill’s Science Plan были обнаружены ДНК незаявленных в составе растительных компонентов — сои, гороха и рапса.
«В связи с регулярными нарушениями считаем необходимым обратить внимание на продолжающуюся практику розничной продажи этих кормов на российском рынке. В числе выявленных нарушений не только факты фальсификации (незаявленные в составе растительные компоненты), но и наличие опасных компонентов. При этом продукция широко представлена в обычной и онлайн-розницах, что создает серьезные риски для питомцев миллионов потребителей», — говорится в обращении ОПИ.
Съедобное — несъедобное: в популярных кормах для домашних животных нашли червей и сою
С 6 февраля корма Hill’s для собак и кошек не будут поставлять в Россию
Производители этих кормов создают недобросовестную конкуренцию на российском рынке, влияя на ценовой сегмент, полагает Олег Павлов. При этом эта продукция не соответствуют характеристикам качества и незаслуженно занимает определенную долю рынка, добавил он.
— Мы настаиваем на скорейшем введении маркировки такой продукции, тем более что сейчас правительство уже приняло решение о проведении такого эксперимента. Особенно важно это сделать с учетом того, что процесс нарушений у иностранных изготовителей очень высок, — пояснил Олег Павлов.
«Известия» направили запросы упоминаемым производителям кормов, а также маркетплейсам Ozon, Wildberries, интернет-магазинам «Четыре лапы», Petshop и другим с просьбой прокомментировать сложившуюся ситуацию. Также редакция запросила Генпрокуратуру с просьбой пояснить, будет ли изъята из оборота опасная для питомцев продукция.
В пресс-службе Wildberries «Известиям» заявили, что на текущий момент запрета на реализацию продукции этих брендов кормов для животных нет.
В Россельхознадзоре сообщили, что обращение ОПИ в федеральную службу еще не поступало.
По словам источника редакции в отрасли, претензии Россельхознадзора могли спровоцировать и другие причины. Например, в отношении корма Hill’s, возможно, сыграло и то, что владельцем бренда является явно недружественное к РФ государство — США, а в отношении продукции итальянской Farminа повлиять допущенные нарушения в технической документации. В ближайшее время на эту тему могут появиться комментарии производителя, полагает собеседник.
Когда начнут действовать новые правила и как к ним относятся в отрасли
Доля импортных кормов для домашних питомцев на российском рынке по итогам 2023 года предварительно оценивается менее чем в 10% против 15–20% в 2021-м. Такие данные СМИ ранее предоставляли в Национальной ассоциации зооиндустрии.
Ситуация на рынке кормов для домашних животных относительно стабильная, назвать ее прогнозируемой вряд ли возможно, но появление дефицита исключено, считает исполнительный директор Национального кормового союза Сергей Михнюк.
— По нашим оценкам, цены на корма сегодня действительно отличаются от тех, которые помнят хозяева своих домашних питомцев даже по прошлому году. Среди факторов, влияющих на стоимость импортной продукции, в том числе удорожание себестоимости производства, которое приводит к увеличению отгрузочных цен, усложнение и повышение стоимости логистики, курсовая разница, маркетинговая политика дистрибьюторов и сетевых операторов, — пояснил «Известиям» эксперт.
Также он отметил, что помимо перечисленного есть еще ряд существенных факторов, о которых необходимо помнить и которые находятся в компетенции Россельхознадзора. Это подтверждение внутрипроизводственного контроля при производстве; соответствие фактического содержания тому перечню, который указан на упаковке влажного или сухого корма; обеспечение контроля сырья и прослеживаемости его логистики до склада производителя; гарантия исключения ГМО-компонентов при производстве.
При этом Сергей Михнюк считает, что россиянам не стоит беспокоиться из-за ухода нескольких иностранных фирм с рынка, ведь в России уже есть примеры первых успешных локальных производств новых игроков, которые не являются составляющими звеньями или прямыми партнерами международных корпораций и продукция которых по соотношению «цена — качество» может составить достойную конкуренцию.
— Дальнейшее закрепление и увеличение доли на рынке будет зависеть от правильной маркетинговой стратегической политики и уровня поддержки со стороны государства, — считает Сергей Михнюк.
В Российской гильдии кинологов советуют россиянам, которые используют импортные корма, переориентироваться на продукцию отечественного производителя.
— Мой питомник уже переориентировался на корма отечественных производителей. Конечно, у них качество тоже разное, но я бы посоветовал россиянам искать отечественные аналоги, — отметил сообщил «Известиям» президент организации Николай Захаров.
По его словам, хуже, чем было, когда к России впервые были введены серьезные санкции, наверное, уже не будет.
— Тогда это было действительно тяжело, так как все импортные производители ушли с рынка, а те, кто остался, чуть ли не вдвое повысили цены. Это действительно для нас было жестким ударом, — отметил эксперт.
Но сейчас владельцы животных уже приспособились: кто-то перешел на отечественные, кто-то нашел для себя другие бренды, добавил он. При этом эксперт отметил, что некоторые импортные корма, в том числе Hill’s, в последнее время значительно потеряли в качестве.
В дальнейшем, по его словам, непростая внешнеэкономическая ситуация может сказаться и на логистике импортных брендов в пользу их удорожания.