Рекомендации организаторам зооуголков
в образовательных учреждениях
Главный ветеринарный врач Калининской ветлечебницы Погребняк Г.А.
Зооуголки пополняются, как правило, за счет животных, которых приносят дети и их родители. Чаще - это животные, полученные в результате домашнего разведения: аквариумные рыбки, хомячки, морские свинки, волнистые попугаи. Но нередки и случаи когда ребята приносят в школу подобранных или пойманных диких животных и птиц: белки, бурундуки, лисята, всевозможные рептилии и птенцы или взрослая нелетающая по разным причинам птица. И чем экзотичнее, чем реже встречается это животное, тем интереснее его принести в зооуголок. Бывают случаи, когда в зооуголки попадают ядовитые лягушки, ящерицы и змеи, приматы и другие дикие и экзотические животные, которые представляют реальную опасность не только ядом, зубами и когтями, но и заразными заболеваниями, переносчиками и носителями которых они являются.
Выбор животного для зооуголка - одна из главных проблем, с которой встречаются их организаторы и начинающие натуралисты. От ее правильного решения зависит многое: как сложится судьба зверька, который попадет под опеку? Сможет ли учреждение обеспечить ему надлежащие условия содержания, обеспечить безопасность детей? Поэтому в зооуголках, мы рекомендуем содержать обычные лабораторные виды: морских свинок, золотистых хомячков, белых крыс и мышей. Эти зверьки неприхотливы, у них довольно ограниченные потребности. В то же время они общительны, легко размножаются в неволе, их можно содержать в небольшой клетке, а пищей им долгое время могут быть зерновая смесь и зеленые корма. Важно еще и то, что лабораторные животные не представляют большой опасности для детей, так как редко кусаются даже тогда, когда с ними грубо обращаются.
Однако у начинающих натуралистов из-за недостатка опыта бывают неудачи: их четвероногие друзья могут заболеть и даже погибнуть. В случае заболевания или гибели зверька нужно установить причину и стараться больше не допускать ошибок.
При выборе зверька для содержания в зооуголке необходимо определить, что вас в большей мере привлекает в нем: внешний вид, безопасность при общении, способность к дрессировке или другие качества. Животные нуждаются в общении, поэтому следует подумать, сколько времени вы сможете уделять своим питомцам, как они будут участвовать в учебно-воспитательном процессе, оцените возможности помещения, в котором будет располагаться зооуголок и т. д., но главное, содержание животных потребует определенных финансовых расходов. Готово ли учреждение делать их постоянно на протяжении нескольких лет? Все эти вопросы следует тщательно обдумать, прежде чем "прописывать" очередное животное в зооуголке. Конечно же, лучше «заводить» такое животное, для которого легко обеспечить необходимые условия содержания, не нарушая при этом санитарно-гигиенические нормы в учебно-воспитательном заведении. Появление неприятного запаха - одна из проблем, возникающая с появлением зверька в закрытом помещении, что часто разочаровывает начинающих натуралистов, которые считают, что животное в зооуголке служит только для развлечения, и вместо того, чтобы более тщательно производить уборку и чистку клетки, теряют интерес к зверьку и избавляются от него.
Чтобы определить состояние здоровья вашего будущего питомца, нужно прежде всего внимательно осмотреть его внешний вид. У здорового животного быстрая реакция на поведение человека, шерсть плотно прилегает к телу, гладкая, без голых "пятен" на местах, которые обычно покрыты волосами, глаза блестящие, "живые", дыхание без хрипов и свиста. Затем, чтобы определить степень упитанности, зверька берут в руки и ощупывают у него грудную мускулатуру, осматривают клоаку (волосяной покров вокруг нее не должен быть слипшимся от кала). Приобретать зверьков вялых, тощих, с выпирающими ребрами или оголенными участками на туловище, обычно покрытым волосами, не стоит. Все эти признаки говорят о том, что животное не здорово.
Некоторые организаторы зооуголков увлекаются содержанием в домашних зооуголках редких, необычных видов, таких, как, например, сони, мыши-малютки, ласки. Однако купить их даже на рынке бывает невозможно. Поэтому их, как правило, отлавливают в природе. При попадании таких животных в зооуголок следует помнить о действующих законах об охране природы, и строго соблюдать правила личной гигиены и профилактики опасных для человека болезней (чума, туляремия, лептоспироз и др.).
Зооуголки в детских садах и школах выполняют важную воспитательную работу, знакомят городских ребят с повадками животных, особенностями их поведения и биологии. В конечном итоге зооуголки привносят в воспитание детей незаменимый вклад по повышению духовности, учат их доброте, заботливости, трудолюбию, состраданию. Задача же организаторов этих островков природы в мегаполисе обеспечить безопасность этого процесса чтобы ничто не омрачило детям радость общения с природой в стенах учебно-воспитательного учреждения. Для этого необходимо соблюдать всего несколько правил.
Зооуголки пополняются, как правило, за счет животных, которых приносят дети и их родители. Чаще - это животные, полученные в результате домашнего разведения: аквариумные рыбки, хомячки, морские свинки, волнистые попугаи. Но нередки и случаи когда ребята приносят в школу подобранных или пойманных диких животных и птиц: белки, бурундуки, лисята, всевозможные рептилии и птенцы или взрослая нелетающая по разным причинам птица. И чем экзотичнее, чем реже встречается это животное, тем интереснее его принести в зооуголок. Бывают случаи, когда в зооуголки попадают ядовитые лягушки, ящерицы и змеи, приматы и другие дикие и экзотические животные, которые представляют реальную опасность не только ядом, зубами и когтями, но и заразными заболеваниями, переносчиками и носителями которых они являются.
Выбор животного для зооуголка - одна из главных проблем, с которой встречаются их организаторы и начинающие натуралисты. От ее правильного решения зависит многое: как сложится судьба зверька, который попадет под опеку? Сможет ли учреждение обеспечить ему надлежащие условия содержания, обеспечить безопасность детей? Поэтому в зооуголках, мы рекомендуем содержать обычные лабораторные виды: морских свинок, золотистых хомячков, белых крыс и мышей. Эти зверьки неприхотливы, у них довольно ограниченные потребности. В то же время они общительны, легко размножаются в неволе, их можно содержать в небольшой клетке, а пищей им долгое время могут быть зерновая смесь и зеленые корма. Важно еще и то, что лабораторные животные не представляют большой опасности для детей, так как редко кусаются даже тогда, когда с ними грубо обращаются.
Однако у начинающих натуралистов из-за недостатка опыта бывают неудачи: их четвероногие друзья могут заболеть и даже погибнуть. В случае заболевания или гибели зверька нужно установить причину и стараться больше не допускать ошибок.
При выборе зверька для содержания в зооуголке необходимо определить, что вас в большей мере привлекает в нем: внешний вид, безопасность при общении, способность к дрессировке или другие качества. Животные нуждаются в общении, поэтому следует подумать, сколько времени вы сможете уделять своим питомцам, как они будут участвовать в учебно-воспитательном процессе, оцените возможности помещения, в котором будет располагаться зооуголок и т. д., но главное, содержание животных потребует определенных финансовых расходов. Готово ли учреждение делать их постоянно на протяжении нескольких лет? Все эти вопросы следует тщательно обдумать, прежде чем "прописывать" очередное животное в зооуголке. Конечно же, лучше «заводить» такое животное, для которого легко обеспечить необходимые условия содержания, не нарушая при этом санитарно-гигиенические нормы в учебно-воспитательном заведении. Появление неприятного запаха - одна из проблем, возникающая с появлением зверька в закрытом помещении, что часто разочаровывает начинающих натуралистов, которые считают, что животное в зооуголке служит только для развлечения, и вместо того, чтобы более тщательно производить уборку и чистку клетки, теряют интерес к зверьку и избавляются от него.
Чтобы определить состояние здоровья вашего будущего питомца, нужно прежде всего внимательно осмотреть его внешний вид. У здорового животного быстрая реакция на поведение человека, шерсть плотно прилегает к телу, гладкая, без голых "пятен" на местах, которые обычно покрыты волосами, глаза блестящие, "живые", дыхание без хрипов и свиста. Затем, чтобы определить степень упитанности, зверька берут в руки и ощупывают у него грудную мускулатуру, осматривают клоаку (волосяной покров вокруг нее не должен быть слипшимся от кала). Приобретать зверьков вялых, тощих, с выпирающими ребрами или оголенными участками на туловище, обычно покрытым волосами, не стоит. Все эти признаки говорят о том, что животное не здорово.
Некоторые организаторы зооуголков увлекаются содержанием в домашних зооуголках редких, необычных видов, таких, как, например, сони, мыши-малютки, ласки. Однако купить их даже на рынке бывает невозможно. Поэтому их, как правило, отлавливают в природе. При попадании таких животных в зооуголок следует помнить о действующих законах об охране природы, и строго соблюдать правила личной гигиены и профилактики опасных для человека болезней (чума, туляремия, лептоспироз и др.).
Зооуголки в детских садах и школах выполняют важную воспитательную работу, знакомят городских ребят с повадками животных, особенностями их поведения и биологии. В конечном итоге зооуголки привносят в воспитание детей незаменимый вклад по повышению духовности, учат их доброте, заботливости, трудолюбию, состраданию. Задача же организаторов этих островков природы в мегаполисе обеспечить безопасность этого процесса чтобы ничто не омрачило детям радость общения с природой в стенах учебно-воспитательного учреждения. Для этого необходимо соблюдать всего несколько правил.
Общие предостережения
1. Администрации и лицам, ответственным за зооуголок, не принимать на содержание диких животных и птиц, а также животных, для содержания которых нет необходимых условий, и которые могут представлять опасность.
2. Принимать новых животных в зооуголок только после осмотра ветеринарным врачом.
3. Вновь принятых животных содержать изолированно в течение месяца под особым наблюдением.
4. Посещение зооуголка разрешать только в сопровождении ответственного лица.
2. Принимать новых животных в зооуголок только после осмотра ветеринарным врачом.
3. Вновь принятых животных содержать изолированно в течение месяца под особым наблюдением.
4. Посещение зооуголка разрешать только в сопровождении ответственного лица.