Животные сопровождали человека на протяжении всей его истории и всегда занимали существенное место в его жизни. Дикие животные давали людям пищу, материал для изготовления одежды, обуви, охотничьего оружия, инструмента, строительства жилищ и т.п. Домашние животные использовались людьми еще шире. Помимо перечисленного, чисто утилитарного использования домашних животных для производства мяса, молока, шерсти, яйца, пуха, пера, домашние животные использовались для охоты, охраны, поиска и других служебных функций. Кроме того, домашние животные используются человеком "для души" - находясь рядом с человеком, животное, не выполняя никаких видимых полезных функций дарит ему радость общения. Эта сторона взаимодействия человека и животных получила название "Анималотерапия" - поскольку в результате общения с животными люди стали замечать на себе лечебный, целительный эффект воздействия животных при многих психосоматических и других болезнях. Поэтому люди, находясь в большей или меньшей степени зависимости от животных вынуждены были беспокоиться о благополучии животных, желать чтобы леса, степи и моря были полны дичи и рыбы, домашние стада были тучными, а любимцы (животные-компаньоны) - здоровыми.Пожелания человека поневоле переростали в молитвы - более концентрированные и целенаправленные чаяния людей, что не могло не найти отражения практически во всех религиях народов мира. Молитвы и иконы современных религий - тому подтверждения. Что уж говорить о более древних верованиях греков, египтян, славян-язычников, в которых животные занимали едва ли не главенствующую роль и изображения которых были непременным атрибутом в предметах культового назначения и произведениях исскусства в местах совершения религиозных обрядов. Поэтому вопросы о том, можно ли молиться о животном, не "осквернит" ли животное своим пребыванием дом и тому подобные, остаются риторическими.
Церковь, не запрещает держать животных в доме вообще и в доме где есть иконы, в частности. Поэтому, если священник запрещает держать собаку или кошку в доме, это его личное мнение, а не церковный канон.
Среди православных святых есть немало молитвенников о животных – спутниках и помощниках человека - молитва на благословление пчельника, молитва об умножении пчелиного роя, о покровительстве стадам и пастухам, молитва от падежа скота, о покровительстве рогатому скоту, о покровительстве овцам, лошадям, свиньям, гусям и другой водоплавающей птице. У каждого вида сельскохозяйственных животных есть свой небесный покровитель.
4 октября отмечается ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ ЖИВОТНЫХ. Решение отмечать этот день было принято на Международном конгрессе сторонников движения в защиту природы, проходившем во Флоренции в 1931 году. Праздник также связан с именем Святого Франциска – покровителя священных животных, родившегося 4 октября более 800 лет назад, и почитаемого преимущественно в католических странах.В 2004г. священник одного из храмов немецкого города Кёльн Вольфганг Кестерманн решил не только благословлять животных, но и совершать для них мессу. На первой службе присутствовало 150 человек со своими домашними питомцами: собаками, кошками, кроликами и ящерицами.
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в 2011 году назвал святых мучеников Флору и Лавру покровителями ветеринаров и объявил дату церковного праздника ветеринаров на территории Русской православной церкви.Праздник спасителей животных, который приходится на 31 августа, совпадает с днем памяти святых мучеников Флора и Лавра.На Руси святых мучеников Флора и Лавра почитают как покровителей домашнего скота. Это почитание возникло еще в древние времена, и по всей Русской земле торжественно праздновался день памяти этих святых.
По устному преданию, сохранившемуся в Новгородской земле, с открытием мощей святых мучеников Флора и Лавра прекратился падеж скота. Тогда и началось почитание святых как покровителей лошадей. Это почитание, возможно, пришло на Русь с Балкан — родины святых братьев. Именно там возникло предание о том, что мученики Флор и Лавр были обучены Архангелом Михаилом искусству управлять лошадьми. В древних иконописных подлинниках Руси дается наставление, что святые Флор и Лавр должны быть написаны с конями, которым они покровительствуют. И до сего дня во многих храмах и музеях России сохранились прекрасные иконы святых Флора и Лавра с изображением лошадей. Наибольшее распространение получил сюжет «Чудо о Флоре и Лавре».
В православии существует немало святых, считающихся покровителями животных. Хотя на Руси, вплоть до 20-века, в день священномученика Афиногена, считавшегося покровителем скота(29 июля по нов. ст) крестьяне приводили к церкви животных (домашний скот), где над ними читалось особое последование для их умножения и здравия.
В течение столетий в православии постепенно складывалась традиция обращаться за помощью к определённому святому, когда возникают проблемы в тех или иных отраслях животноводства. Так считается, что святой Власий помогает скотоводам, святые Флор и Лавр — коневодам, святой Василий - свиноводам, святой Никита — тем, кто разводит водоплавающую птицу и т. д.
Даже к Георгию Победоносцу обращаются сельчане для защиты своего скота от кражи и диких зверей. Практически всем животным, которые прижились рядом с человеком (за исключением кошек и собак), выбраны небесные покровители. Мало того, существует специальный «чин молитвенный во время губительного мора скотов». Испокон века при такой беде крестьяне приглашали батюшку «идеже скоты недужные суть», и священник, надев епитрахиль, совершал над болящей скотиной молебен, по окончании которого кропил святой водой самих животных и сено, используемое в качестве пищи скота. По поверью, святая Агафья - мученица (покровительница домашнего скота), способствовала благополучному отелу коров, а Онисим-овчарник (15 февраля по старому стилю) охранял от волков овец в овчарнях.
Святому Модесту Иерусалимскому (31 декабря), покровителю домашних животных, молятся о его благополучии и здравии. Преподобомученица Анастасия Рымлянина - помощница в сохранении, благосостоянии и врачевании скота.
Из жития христианских святых известно, что многие из них с большой любовью относились к «братьям нашим меньшим». На иконах с житийными картинками преподобных Сергия Радонежского и Серафима Саровского часто помещают диких зверей, которых святые кормили из своих рук, а на иконе святого Герасима Иорданского всегда изображают льва, сидящего у его ног. Предание гласит, что этот лев прислуживал преподобному как домашнее животное в знак благодарности за излечение от болезненного нарыва.
Также необходимо вспомнить святого Максима Исповедника, святого Антония Иорданского, святого Маманта, преподобного Иоанна Рыльского помогавших зверюшкам...
В народном сознании прочно закрепилось — тот, кто не любит животных, вряд ли может искренне любить людей, а в православной печати, посвящённой взаимоотношениям с животным миром, часто употребляют выражение «Блажен, иже скоты милует», которое является вольным переложением библейского церковнославянского текста: «Праведник милует души скотов своих« (Притчи, глава 12, стих 10). Смысл этого выражения некоторыми богословами трактуется так: на Страшном суде Бог спросит человека и за его отношение к животным.
В России существовал замечательный обычай – «лошадиный праздник», который отмечали в день памяти святых великомучеников Флора и Лавра, покровителей лошадей. Лошадей со всей округи приводили к храмам, совершали торжественные молебны и кропили животных святой водой. Это исцеляло лошадей от болезней и делало их сильными и выносливыми.
Молитв посвященных собакам в православном христианстве нет, однако не стоит забывать, что раньше лошадь была для человека, крестьянина, тем, чем сейчас является собака – близким другом и помощником. Поэтому в наше время святым Флору и Лавру и священномученику Власию молятся и о здоровье собаки. Нет греха в том, чтобы молиться о выздоровлении своей собаки этим святым. И были случаи, когда тяжело больные собаки выздоравливали по слезным молитвам своих хозяев.